Валерий Иофе.Виолетта Петровская. Память сердца

Категория: Публицистика Опубликовано: 31.12.2018

(Некоторые страницы истории в кино…)

В Узбекистане издавна сложилась замечательная традиция создания историко-документальных и историко-художественных, но основанных на документальных и реальных событиях, фильмов, посвященных трагическим и благородным страницам истории, что в немалой степени связано с сохранением памяти, духовного наследия, взаимосвязи духовных культур народа. Немаловажное значение среди них играют фильмы, посвященные детям, оказавшимся и спасенным в тяжелые военные годы на узбекской земле, особенно детям блокадного Ленинграда. Первым таким фильмом был получивший широкую известность в годы т. н. «оттепели» фильм знаменитого узбекского режиссера Шухрата Аббасова (по сценарию Р. Файзи) «Ты не сирота». Киноповесть основана на реальных событиях (главные роли исполняли в снятой на «Узбекфильме» картине О. Джалилов, Л. Сарымсакова, Л. Луппиан, Р. Пирмухамедов). Фильм получил широкую известность и был удостоен многих премий (в их числе премия кинофестиваля в Ленинграде в 1964 г. «За лучший сценарий» и приз Международного кинофестиваля во Франкфурте-на-Майне в 1963 г.), а режиссёр Шухрат Аббасов в 1974 г. был удостоен за этот фильм и фильм «Абу Райхон Беруни» Государственной премии Узбекистана. Прототипы героев картины – ташкентский кузнец Ш. Шамахмудов и его жена Бахри Акрамова – в годы Второй мировой войны усыновили и удочерили 15 детей разных национальностей, эвакуированных в Узбекистан из разных уголков бывшего Союза. Этот факт впоследствии стал широко известен. Название фильма полностью повторяет заголовок стихотворения поэта Гафура Гуляма.
В 1980 г. был поставлен ещё один художественный фильм на эту тему «Ленинградцы, дети мои…» режиссёра Дамира Салимова. Действие фильма происходит в тяжелом 1942 г. Из блокадного Ленинграда и других городов в Среднюю Азию эвакуируются десятки тысяч осиротевших детей. Им дают приют в узбекских семь­ях и детских домах. Одна из тех, кто принял сирот и дал им тепло и заботу, Хадича Батырова. Она не рассталась со своими подопечными и после окончания вой­ны, став директором детского дома и второй матерью для своих воспитанников. История об этом душевном подвиге, о непростых взаимоотношениях Хадичи с её воспитанниками положена в основу киноповествования. В ролях в фильме были заняты Т. Шакирова, Т. Юсупов, Л. Лемке, И. Подмарев, Ю. Черевкова, Л.  Виролайнен и др.
А в годы независимости на эту тему в Узбекистане поставлены два ярких историко-документальных фильма. Режиссер одного из них – известный Джасур Ильхамович Исхаков; по его сценариям снято более тридцати документальных фильмов, шесть мультипликационных картин, ряд сюжетов для сатирического киножурнала, он автор ряда театральных пьес, рассказов и песен, получивших немало призов и наград, Лауреат Государственной премии Республики Узбекистан. Автор сценария этого фильма – жена режиссера Мастура Исхакова. Это фильм «Дети войны». Консультантами при постановке его на студии «PR-Media Tashkent» были известный историк Василий Ануфриевич Костецкий и композитор и общественный деятель Станислав Петрович Мансуров-Ковригенко (сам из «детей войны», воспитывавшихся и выросших в детском доме). Сам режиссер наилучшим образом рассказывает о фильме: «К теме войны я обращаюсь не впервые. В 1995 году снимал картину, посвященную 50-летию Победы во Второй мировой войне. Она была основана на хроникальных кадрах. Через 10 лет, в 2005 году, я снял ленту о ветеранах, посвященную уже 60-летию Победы. Во всех этих фильмах как одна из страниц присутствовал эпизод – рассказ о тех людях, которые были эвакуированы в Среднюю Азию из оккупированных фашистами территорий – Украины, Белоруссии, части Прибалтики, Молдавии. По разным данным Узбекистан принял 1,5 миллиона человек. Это огромное количество людей, и среди них – почти 300 тысяч детей. Эта тема о судьбе людей, потерявших родину, но приобретших настоящую, любящую семью, меня всегда волновала. И вот в этом году вышел фильм, посвященный именно таким людям – квинтэссенция всего наработанного мной. Когда замысел начал воплощаться, мы стали искать людей, приехавших в Ташкент в годы войны. И нашли. Это были эвакуированные со всех уголков бывшего Союза – из Запорожья, Украины, блокадного Ленинграда. Большинство людей, которые стали героями фильма, провели свое детство в детских домах. И их когда-то защитили. Все они в картине называют Узбекистан своей второй родиной. Я не заставлял говорить людей, которых снимал, для них не было подготовлено плана работы, не был написан сценарий. Все их фразы, рассказы – это просто поток памяти, и прерывать этот поток сухим и бесцеремонным вмешательством было бы по меньшей мере неразумно и нетактично. К теме Второй мировой войны художники обращались очень часто. Взять, например, картины «Ленинградцы-дети мои», фильм Шухрата Аббасова «Ты не сирота». Но в последнее время это стало забываться, стираться. А я считаю, что о таких вещах нужно говорить постоянно, помнить. Особенно в наше время, когда существует дефицит человечности, нравственности. Это гордость узбекского народа, который проявил геройское великодушие, гостеприимство, широту души в невыносимо тяжелые годы. Уходят уже дети войны. Самым молодым из них уже за восемьдесят. То, что я успел их запечатлеть, тоже станет документом времени, так же, как сейчас военные хроники. В этом задача кино – сох­ранить для поколений память, святые вещи, тем более такого характера. На премье­рный просмотр фильма было приглашено около 5 детских домов. Дети смот­рели фильм на одном дыхании, а я сидел сзади и наблюдал за реакцией. И увидел – им интересно, а значит, я снимал не зря». Это третья по счету картина режиссера о войне. Д. Исхаков отмечал: «Я работал с патриархом узбекского, да я думаю, и мирового кино, Маликом Каюмовым, к сожалению, ушедшим из жизни. В 1995 году я участвовал в работе над его фильмом о роли Узбекистана во Второй мировой войне. По разным оценкам, на полях сражений погибло от 500 до 600 тысяч солдат и офицеров-узбекистанцев (больше, чем военные потери такой державы, как США). Наша республика была еще и крепким тылом, одним из центров оборонной промышленности: здесь выпускались танки, самолеты, бомбы и снаряды, здесь производился хлопок, из которого не только шили военную одежду, но и производили порох, без которого воевать нельзя. На фронт отправлялись сухари, консервы, продовольствие, сухофрукты. Работали эвакуированные из западных областей страны заводы, на которых за станками стояли в большинстве женщины и дети. Молодое поколение всего этого не знает. Малик Каюмович, фронтовой оператор, видевший войну собственными глазами, чуть не потерявший обе ноги после ранений, хотел рассказать честно, без прикрас, как это было. Помню наши беседы, длившиеся часами, во время которых я узнавал то, что ни в каких книжках прочитать невозможно. Понятно, что в фильме ничего этого нет. Но есть позиция в построении фильма, выборе документальных кадров. Мы использовали фронтовую хронику... Тема меня захватила …Но уже тогда я задумывался, что тема эвакуированных детей, нашедших здесь приют и тепло – тема отдельного фильма. С начала войны в Среднюю Азию везли эшелонами детей, родители которых погибли, воевали или остались на оккупированной территории. ...Кто знает, чем могла закончиться для измученных детей дальнейшая дорога? В Узбекистане их приняли по-особенному. Я далек от того, чтобы сравнивать наше гостеприимство с другими республиками Средней Азии, где тоже находили приют тысячи и тысячи эвакуированных людей. В те годы все работали на фронт. Но я хотел рассказать о своей стране, ставшей родиной для тысяч сирот. Один из героев картины называет Узбекистан «страной спасения». Эти рассказы поражают, заставляют взглянуть на вроде бы известные факты с другой стороны… Обычные люди, мои земляки, сами обремененные семьями, приходили на вокзал, услышав, что нужна помощь привезенным детям. Брали измученных детишек за руки, вели домой, усаживали за общий, очень скромный дастархан, поровну делили хлеб между своими и чужими. Все эти рассказы есть в фильме. Слушаешь свидетельства этих детей войны и начинаешь осознавать меру добра и высокой нравственности, которыми жили тогда наши матери, отцы и деды. Я не режиссировал, не подсказывал, да это и невозможно сделать. У каждого из героев фильма своя история, личное отношение к тем, кто дал им кров, тепло, пищу, а иногда и свои фамилии, кто воспитал их, дал образование и выпустил во взрослую жизнь. Они делятся и военными впечатлениями – иногда страшными. Блокадники, дети из Ленинграда, помнят, как их бомбили, когда ехали по тающему льду «дороги жизни», как погибали едущие впереди. Эвакуированные из Украины вспоминают, как дотла разбомбили поезд, в котором они ехали на восток, и железнодорожное полотно было усеяно трупами. Теперь я думаю, хорошо, что мы успели снять этих немолодых людей, зафиксировать их живые свидетельства. Работая над этим фильмом, я осознал, что нельзя снимать такие фильмы с холодным сердцем… Война затронула почти все семьи в Узбекистане, в том числе и мою. Два брата моей матери отправились на фронт и погибли. Один был прекрасный художник, подавал большие надежды. Другой мой дядя увлекался писательством. Они ушли совсем молодые. Третий брат, дядя Санджар, вернулся… Он был разведчиком, прошел всю войну, был награжден орденами и медалями. Но потом попал в штрафбат, награды все отобрали. Воевал до конца войны, вернулся. Уже в 70-ые годы обратился в военный архив в Подольске, и его восстановили в правах, вернули все ордена. Я хорошо помню его рассказы, мы на них, можно сказать, выросли. …Как и многие фронтовики, он не любил ее вспоминать. Рассказывал к случаю, как-то, нечаянно. Как в атаку поднялись 600 человек, а после атаки в живых осталось 17. И вот теперь я понимаю, через что он прошел. Подвиги старшего поколения не должны быть забыты. В том числе и тех, кто воспитал военных сирот…».
На международный конкурс «Русский мир – память сердца», посвященный 65-летию Великой Победы, было представлено более 700 фильмов из многих стран. Документальный фильм «Дети войны» из Узбекистана (производство «Pr-Media Tashkent» и Республиканский Общественный фонд «Аллея памяти») стал призером конкурса, награжден поездкой в Москву и Специальным Дипломом жюри. Было отмечено, что фильм исполнен высоким гуманизмом, поднимает важную тему традиционных взаимопонимания, дружбы, взаимодоверия и взаимовыручки между народами. Председатель жюри Вячеслав Никонов, он же Президент фонда «Политика», посмотрев фильм, рекомендовал его для показа на телеканалах России. Эта важная тема не утратила своей актуальности и продолжает разрабатываться.
«Непокоренные» – такое название получила работа начинающих кинематог­рафистов молодежного крыла Русского культурного центра Узбекистана, рассказывающая историю 30 ветеранов Второй мировой войны, участников обороны и жителей блокадного Ленинграда. Съемки фильма были завершены в феврале 2015 года. В картине участники тех страшных событий рассказали о невероятной стойкости ленинградцев, которая спасла город вопреки всем человеческим возможностям, вопреки голоду, холоду и бомбежкам фашистов. Сегодня эти люди, пережившие ту страшную трагедию, живут в Узбекистане. Через трагедии отдельных жизней в этом фильме удалось показать весь ужас фашизма. Память о дружбе, сотрудничестве, благородстве в трудные военные годы жива!!! Неслучайно уже в независимом Узбекистане ей посвящен ряд работ, в том числе крупных исследований.

Историческая справка

«Великое наследие победы во Второй мировой войне является сегодня важной духовной ценностью, нравственным ориентиром для послевоенных поколений по установлению справедливого и безопасного мира» – справедливо говорится в Обращении глав государств-участников СНГ к народам государств-участников Содружества и мировой общественности в связи с 70-й годовщиной Победы во Второй мировой войне, среди его авторов – Президент независимого Узбекистана И. А. Каримов. Борьба против фашизма – одна из ярких страниц сот­рудничества народов Востока и Запада, в частности, узбекской и русской культур. Ещё в 1995 г. в Узбекистане была опубликована книга «Хотира» («Память»), в которой перечислены фамилии свыше 450 тыс. узбекистанцев-участников войны с фашизмом. С тех пор издано 36 томов книги, выходят дополнения и отдельные книги воспоминаний. С 1996 г. в Узбекистане действует Фонд «Нуроний», ведущий большую работу по социальной поддержке ветеранов.
Среди многих страниц истории суровых лет войны важнейшей является эвакуация в Узбекистан 308 промышленных предприятий, эвакуированных в Среднюю Азию и Казахстан, множества вузов, 22 НИИ, двух библиотек из России. В Ташкенте работало около 375 работников тогдашней союзной Академии Наук, сюда были эвакуированы сотрудники знаменитой Пулковской астрономической обсерватории, многие деятели культуры. С октября 1941 г. при правительстве Узбекистана действовал Республиканский Комитет помощи раненым и больным воинам, к концу 1944 г. в Узбекистане работало 12 эвакогоспиталей на 6050 коек; основная масса их находилась в Ташкенте (4 эвакогоспиталя на 2659 коек) и в Самарканде (5 эвакогоспиталей на 2400 коек), госпиталь на 400 коек действовал в Андижане и на 200 коек – в Кагане. В Государственном Архиве г. Ташкента имеется множество фондов, связанных с эвакуацией.
Но совершенно особая страница в истории эвакуации и помощи эвакуированным – это вопрос об эвакуированных детях. Их было много… Особенно из блокадного Ленинграда. Как отмечал Посол РФ в РУз В. Л. Тюрденев, «...чувство благодарности живет в сердцах россиян, и мы отдаем дань мужеству и стойкости и, конечно же, гостеприимству узбекского народа». В Узбекистане была создана Республиканская комиссия по оказанию помощи эвакуированным детям, их устройству и размещению. Как отмечалось комиссией, в Ташкенте на индивидуальное воспитание в семьи рабочих, служащих и колхозников было взято 765 детей, собрано по Ташкенту 54400 рублей для помощи детям и 36 тыс. предметов детской одежды; в 9 колхозах Янгиюльского района Ташкентской области были организованы детские дома; в Бухарской области взяли на воспитание 631 ребёнка, собрали 269 тыс. рублей и 17,5 тыс. предметов детской одежды; на предприятиях и организациях создали 25 филиалов детских домов. В Ташкенте знаменит был детдом № 22, который возглавляла до конца жизни А. П. Хлебушкина. 6 августа 1942 г. Совнарком Узбекистана принял специальное пос­тановление о размещении 5100 учащихся эвакуированных ремесленных и железнодорожных училищ из Краснодарского края (2800 – в Ташкенте, 600 – в Самарканде, 500 – в Андижане, 500 – в Коканде, в Беговате (Бекабаде) – 49090 и в Янгиюле – 300 человек), были определены конкретные помещения для постоянного или временного размещения (в школах, на фабриках, в кинотеатрах, мастерских, клубах и др.). Сог­ласно справке Управления детскими домами Наркомата просвещения от 9 сентября 1942 г. в Узбекистан было эвакуировано 68 детдомов, в них было 9600 детей; при этом в существующие детдома было размещено 6700 детей, а всего в детдомах Узбекистана в это время находилось 16300 детей. Всего в сентябре 1942 г. в Узбекистане работало 50 эвакуированных детдомов; дети школьного возраста пошли в школу с 1 сентября, а там, где детдома были далеко от школ, были открыты специальные классы; при 30 детдомах созданы пошивочные, трикотажные, столярные или иные мастерские. Прибывшие «не организовано» дети в возрасте до 14 лет (5400 чел.) были отправлены в детдома Наркомпроса; подростки с 14 лет и старше – на работу в колхозы и совхозы (5204 чел.); на предприятия промышленности и промкооперации (4000); на учебу в ФЗО и ремесленные училища (4038 чел.). Остальные дети дошкольного и школьного возрастов переданы на воспитание в семьи и коллективы.

«Звезда Востока», № 1, 2016

____________

Валерий Иофе. Магистр Международной ассоциации искусств народов мира. Родился в 1945 г. Окончил исторический факультет ТашГУ (ныне НУУз), автор 200 научных пуб­ликаций, работает на кафедре источниковедения и архивоведения НУУз.


Виолетта Петровская. Родилась в 1990 г., окончила исторический факультет НУУз, преподавала в колледже, в настоящее время учится в магистратуре Санкт-Петербургского университета по специальности «Документальное кино».

Просмотров: 65

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить