Камила Хикматуллаева. Художественное оформление Ташкентского метрополитена

Категория: Публицистика Опубликовано: 24.08.2015

ХХ век внес в сокровищницу архитектуры Узбекистана немало блестящих и интересных памятников. Одним из наиболее значимых творений прошлого столетия можно назвать Ташкентский метрополитен, являющийся законной гордостью нашей страны, снискавший славу одного из самых красивых в мире. За весь период существования метро мы привыкли к нему, но став уже будничным транспортом, оно не теряет своей  былой репутации «чуда» – чудо искусства, «подземное чудо Ташкента».
В проектировании станций Ташкентского метрополитена участвовали знаменитые архитекторы, художники-монументалисты, скульпторы, которые старались придать каждой станции неповторимый архитектурно-художественный образ. Создание подземных дворцов в столице проходило под руководством специалистов и архитекторов Ташметропроекта. За лучшие решения в различные годы архитекторы Ф. Музаффарова, А. Адылова, Я. Мансуров, А. Табибов, Р. Файзуллаев, В.Махмудов, С.Казимов и другие были удостоены высоких наг­рад и грамот города, республики, Союза архитекторов Узбекистана, Министерства транспортного строительства; архитекторы Я.Мансуров, А.Табибов, О.Айдинова, Р.Файзуллаев были награждены Государственными премиями. Результаты их работы, которую мы видим ежедневно, говорят сами за себя. Архитектурное и художественное оформление каждой станции свидетельствуют о том, что люди, стоявшие у истоков строительства метро, несмотря на то, что строительство началось в сложное для нашей страны время – время восстановления Ташкента пос­ле разрушительного землетрясения 1966 года, сумели создать истинные произведения искусств. При оформлении станций метрополитена особое внимание уделялось поиску оригинальных художественных решений с учетом особенностей национальной архитектуры. Чувствуется тесная связь социальной и художественной роли метро в жизни Ташкента с его транспортной функцией. Метро возникло как необходимость и основная его функция – это решение транспортной проблемы в столице, разгрузка переполненных автодорог в нашем густонаселенном городе. Провозоспособность трех линий Ташкентского метрополитена рассчитана на 1 млн. 300 тыс. пассажиров в сутки, или 474,5 млн. пассажиров в год. Одновременно метро является сложным историко-культурным комплексом и неотъемлемой частью архитектуры не только города, но и всей страны. Наличие возрастающего количества станций метро и разнообразие использованных художественных и архитектурных стилей заставляет широко и многогранно изучать «мир метро» как отдельную тему в искусстве архитектуры и строительства Республики.
При проектировании каждой станции метро учитывались не только потребности в подземном транспорте, но и сейсмические, геодезические особенности, начиная с инженерно-геологических и гидрогеологических работ, кончая дизайном и художественным оформлением, что является сложнейшим технологическим и трудоемким процессом. Но все эти этапы кропотливой работы остаются незаметными для ежедневных пользователей метрополитеном, и лишь декоративное оформление и дизайн привлекают взор и дарят эстетическое наслаждение.
Дизайн и художественное решение каждой станции – это широкое и многообразное понятие, оно тематически обусловлено названием станции. Большое влияние на архитектурно-художественный облик станций оказывает и место расположения, связанное с какими-либо историческим событием, личностью, или расположением крупных индустриальных комплексов. Каждая станция отличается своей образно-выразительной индивидуальностью. Ни одна из станций не повторяет другую. Подлинный синтез архитектуры, монументального искусства, дизайна и эстетики способствовал достижению высокого уровня художественности в оформлении ряда станций таких, как: «Алишер Навои», «Космонавтлар», «Пушкин», «Мустакиллик майдони», «Хамид Алимджан», «Айбек». Эти станции отличаются удивительной красотой, неповторимостью образов, национальным колоритом, красотой архитектурных композиций. В их оформлении искусно сочетается качественная работа инженеров, профессиональная точность архитекторов, вдохновение художников и смелые творческие решения дизайнеров. Использование большого разнообразия отделочных материалов: мрамор, гранит, прессованное стекло и применение различных видов национальной традиционной отделки: росписи, резьба по ганчу и художественной керамики – все это придает неповторимую самобытность и оригинальность, свойственные каждой отдельной станции. Особой и неповторимой красотой, воплощающей национальные архитектурно-художественные традиции, отличается станция метро «Алишер Навои». Украшенный керамикой арочно-купольный свод делает уникальной эту станцию, ассоциируясь с монументальными памятниками средневекового зодчества. Станция была открыта в декабре 1984 года. Это строение колонного типа с подземным и наземным вестибюлем находится на перекрестке проспекта Навои и улицы Абая, около литературного музея имени Навои. Станция названа в честь выдающегося поэта Востока, философа суфийского направления, государственного деятеля тимуридского Хорассана – Алишера Навои. Напомним, что творчество Навои дало мощный толчок развитию литературы на тюркских языках, в особенности чагатайской и воспринявшей ее традиции узбекской литературы.
Архитектором станции является Я. Мансуров, инженером А. Зокиров. Интерьер станции украшен орнаментальным декором «гирих» и «ислими», выполненным художниками Р.Мухамаджоновым и А.Рахимовым. Карнизы и токи украшены традиционным национальным орнаментом, выполненным мастером И.Шермухамедовым. Стены зала украшают панно на сюжеты знаменитого произведения Навои – «Хамса» («Пятерица») и барельеф Навои художников Ч.Ахмарова и И.Каюмова, мастеров по гипсу А.Аминова и У.Маматбоева, скульптора А.Шаймурадова. Потолки на станции красочно подсвечены. В этих монументально-декоративных композициях создан зрительный эквивалент поэтических произведений великого узбекского поэта, а сама станция стала своеобразным памятником основоположнику узбекского литературного языка. Купольный свод станции поддерживают величественные колонны, отделанные белым мрамором. Керамическое воплощение сюжетов произведений великих классиков можно встретить на станциях «Ташкент», «Айбек», «Абдулла Кадыри».
Совершенно иной стиль станции «Космонавтлар». Станция имеет многоколонный зал и два вестибюля, соединенных подземным переходом. Архитектурно-художественное оформление станции посвящено теме космоса. Интерьер зала украшен медальонами из художественной керамики с изображением великого астронома Мирзо Улугбека, легендарного Икара, первого космонавта Ю.Гагарина, других освоителей космоса (художник В.Ган). Потолок зала украшен звездами из литого стекла, выложенными в виде Млечного пути. Округлые колонны зала облицованы литым стеклом. Интерьер вестибюлей облицован металлом, украшен зеркалами, гранитом и мрамором, материалы соответствуют теме космонавтики, оформителям станции удалось создать атмосферу космического корабля, которая отличается неординарностью и неповторимостью.
Несмотря на то, что все станции метро выполнены с учетом национальных традиций, национального колорита, в решении отдельных станций использован классический европейский стиль ретро. Такова станция «Пушкин». Станция отличается строгостью и особым изяществом, что достигнуто кессонированным потолком, четким рядом колонн, на которых укреплены оригинальные светильники, похожие на свечи в бронзовых канделябрах. Романтический образ, созданный на перроне, дополняется геральдическими рельефами на лобных стенках, изображающими Музу и Славу, которые окружают бронзовый профиль А.С. Пушкина.
Создателей знаменитых произведений искусства: картин, скульптур, поэм, романов мы знаем с детства и восхищаемся их творениями. К сожалению, имена создателей станций метрополитена, архитекторов и дизайнеров зачастую неизвестны и теряются в будничном пассажиропотоке Ташкентского метро.
А между тем, «ежедневное общение с вечными образами, созданными ими, с изваянной руками архитекторов, строителей, скульпторов, народных мастеров красотой придают, поэзию даже рядовой поездке на работу и заставляет ташкентцев соответствовать своему великолепному метрополитену».

«Звезда Востока», № 1, 2014

Просмотров: 4292

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить