Андрей Слоним. Быть или казаться современным?

Категория: Публицистика Опубликовано: 07.02.2015

…Мир, окружающий современного человека, подобен бурному океану. Мгновенья кажущегося спокойствия, штиля сменяют мощные натиски волн. Каждое новое мгновение несет в себе и неизведанность проблем, и испытания воли, и необходимость поиска выходов из непростых ситуаций. А темп и ритм наших дней становится все более несоразмерным с исходными возможностями человеческой природы.
Современным своей эпохе и ее законам, несомненно, можно и должно быть. Но это достаточно сложно, поскольку требует осмысления неких важных категорий и понятий. Наверное, гораздо проще казаться себе самому и всем прочим современным. Но при этом, как ни прискорбно, вихрем пролететь мимо многого того, что, пожалуй, можно считать определяющим.
Представим себе, пусть на мгновение, темп и характер жизни наших предков, живущих хотя бы 150 лет назад. И станет совершенно очевидным, что прежде у человека было куда больше времени для осмысления окружающего мира и выбора своего места в нем. Плавные перемещения в каретах и экипажах, неторопливые прогулки по паркам и лесам, лишенное суеты созерцание природы и людей – все это давало волю и возможность поиска своего места в жизни и способствовало пониманию того, зачем мы появились на этой земле здесь и сейчас?
А сегодня, когда всего за несколько часов можно преодолеть расстояния в тысячи километров, сменить множество зон часовых поясов, оказаться в стране с совершенно иным жизненным укладом, весомость обязательств прессует ум и душу. Сам по себе ритм существования в нескончаемом беге дней как бы призывает не оглядываться, успевать, вершить свой путь во что бы то ни стало. И мысль сегодня зачастую опережается поступками, далеко не всегда закономерными, осмысленными и несущими доброе.
Да, не имея возможности остановиться, оглянуться, вникнуть, – мы не только не стремимся выбраться из этого замкнутого круга проблем, но и пытаемся найти себе оправдания. «Всего важней дело!». С этим лозунгом мы достаточно бодро, как нам кажется, преодолеваем многие препятствия, заглушаем возникающие в недрах души сомнения. Любовь, сочувствие, сопереживания? Да, конечно, этих важнейших чувств как бы никто и не «отменял», но… Но они как-то непостижимо странно «мешают» нам в пути, они пытаются сдержать нас в беге. Залетевшее из-за океана, и так и не желающее внятно перевестись на родной язык понятие «бизнес» – упрямо диктует свои законы. «В бизнесе НЕТ РОДСТВА И БЛИЗКИХ!» – как убийственно часто звучит эта фраза и дословно, и в подтексте наших деяний и поступков…
…В далекой древности законы античного мира были достаточно суровыми и крутыми. Крутыми не в нынешнем смысле отупляющей вседозволенности, крутыми в родстве с крутизной скал, на которые смертному человеку во все времена взойти было вовсе непросто. И верования древних людей в верховные силы мира несли отпечаток этих земных законов. Боги древней Греции, а позднее – Рима, были подобны людям в комплексах отягощающих их души противоречий. Они как люди сводили счеты и друг с другом, и с неугодными им смертными. И при этом платили слишком дорогую цену за утрату милосердия и человечности. А люди античного мира поднимались в своих высших представителях до богоподобных героев, силе которых было трудно противостоять Злу.
Но в античном театре сама смерть героя считалась событием почти космического значения, катастрофой, разрушением устоев. Именно потому, что уходил из земной жизни гармоничный и значительный Человек, сама Жизнь которого была высшим даром, предавать который было необратимо пагубно. Именно тогда возникло понятие «катарсиса» – очищения души зрителя, воспринимающего трагичность этой смерти, этой дисгармонии мира. Так возникло в театральном искусстве понятие жанра ТРАГЕДИИ, в которой дисгармония мира и человека неизбежно приводит и самих героев, и окружающий мир к катастрофе. Великий Шекспир подарил нам ошеломляющие трагедии о Гамлете и Ромео и Джульетте. Но стараясь постигнуть из века в век их могучую философскую суть, не проходим ли мы и здесь мимо главного? Почему обречены Ромео и Джульетта в своей прекрасной земной Любви и Верности? Жестокие законы мира, не принимающего этой Любви? И – да, и – не совсем так… Ведь беззаветно любящий Ромео вовлекается трагической волей обстоятельств в бездушную машину злодеяний – он вынужденно убивает Тибальта, сразившего его друга. И тем самым обрекает и себя, и Джульетту на цепь новых зловещих перипетий, неодолимо ведущих к катастрофе и гибели. Убийство, нарушение человеческих законов пагубно и катастрофично! Об этом твердят из глубины веков величайшие умы и таланты человечества…
… В днях нашей современности ничего не стоит простым нажатием кнопки переключить каналы телевидения. В сущности, этим переключением добиться можно весьма немногого. То там, то тут в темном тоннеле некто с пистолетом с настырным постоянством будет преследовать кого-то другого, кто-то иной с упоением будет избивать своего противника, резать, колоть, стрелять. И фраза: «Что ты с ним возишься – кончай его скорее!» – становится неким эпиграфом ко множеству поделок такого рода. Величайшие дарования столетий во весь голос кричали о высочайшей цене жизни человека, как венца Творения, о величии Любви и Милосердия. А то, что очень жаждет казаться «современным» – настырно твердит, как ПРОСТО отнять у кого бы то ни было жизнь. Только во имя завладения некой суммой денег или богатств, во имя присвоения все того же пресловутого чужого «бизнеса», жены, строений. А милосердие, любовь – это все как бы некие пустые «несовременные» сказочки, непрактичные, а потому – не нужные нам сегодня вовсе. Литературные герои столетиями размышляли о СМЫСЛЕ ЖИЗНИ, иные, подобно Фаусту, даже пытались заключить договор с самыми темными силами Бытия. Герою, стремящемуся казаться «современным» – не до размышлений, ему надо успеть ПРИСВОИТЬ МАТЕРИАЛЬНОЕ. Во имя чего? Ответ на этот вопрос сегодня дать не может практически никто. Груды присвоенных денег и богатств не служат ни им самим (ведь, как ни верти, –  не в числе закупленных «Мерседесов» и вилл, сколько бы их ни было – заключена истинная весомость человека в его жизни, ограниченной малым земным сроком!), ни кому бы то ни было иному.
Любовь и дружба… Эти понятия тоже как бы сегодня на языке у многих. Но и здесь некая метаморфоза неясного свойства. Под любовью зачастую подразумевают сегодня только достаточно убогое царство наипростейших инстинктов, соседствующее с пре­небрежительно-эгоцентрическим отношением к женщине, вне неповторимости ее внутреннего мира, красоты и, наконец, таинства, заложенного свыше. Тайн в этой деликатнейшей сфере сегодня как бы, что показательно, и нет – все «принято» выносить на «общие прилавки». И то, за что еще век назад порядочные люди вызывали на дуэль – предательство, злословие, ложь, оскорбление достоинства! – сегодня нормируется чуть ли не как «кодекс» истинно современного «супермена». Дружба подчас принимает оттенок, хорошо знакомый по старинному афоризму: «Против кого дружите?». Да, в эпоху пронзительного и светлого фильма «Доживем до понедельника» в школах, несмотря на различия личностей, характеров, устремлений – воплощалось истинное братство молодежи. А ныне «современным» пытается предстать лишь настырный, агрессивный и неразумный индивидуализм. Противопоставление «себя, любимого» всем прочим, которые, заведомо – должны непременно быть далеко позади. Свобода, о которой нынче так «модно» вещать, отождествляется со вседозволенностью. Между тем, в любом истинно цивилизованном обществе негласно действует закон единства каждой личности со всем многоплановым зданием государственности. Таков закон оркестра – каждый из его участников исполняет свою звучащую партию, а общее звучание предстает целостным и гармони­чным. Таков закон биологического организма – каждая клетка в нем, живя своей жизнью, способствует гармонии целого. А «свобода» отдельно взятой клетки, желающей жить вне законов – это начало губительных онкологических перерождений. Так в каждом из живущих, так и в обществе…
Фантазия… Именно она во все времена развивала и личности, и общество. Зашифрованные в словах образы при чтении становились зримыми и живыми. У каждого читателя рождается свой образ Лейли, Фархада, Наташи Ростовой и даже… Дюймовочки. Работа сознания создает прекрасные здания новых ответвлений науки, культуры, творчества.
Возможности компьютера поистине безграничны. Но… как не уяснить, что задавая КОНКРЕТНЫЙ ОБРАЗ героя вне осмысления его нашим разумом из читаемых строк – он приучает нас не развивать воображение и фантазию, а пассивно воспринимать уже созданное раньше?
И другая мысль возникает в сознании в этот момент – ведь тот, кто твердит: «А напишу-ка я это стихотворение (музыку, картину, дизайн) СОВРЕМЕННО!» – неизбежно оказывается вовсе не опережающим события своими открытиями, а бегущим где-то позади поезда, везущего уже кем-то созданные образцы, которым этот «творец» попросту пытается слепо подражать, чтобы прослыть «современным»…
Наверное, стоит понять, что чем ярче, талантливей, самобытнее может стать каждая личность – тем ярче засияет и общество, и государство. Для дарований в любой сфере абсолютно гладких дорог не бывает – но важно, очень важно, чтобы молодые дарования, которых много, при поддержке нашли свой путь, вне разочарований, вне разладов с собственной душой и окружающими. И цветением своего творчества обогатили многогранные достижения своей страны и всего мира. Во все времена понятия «талант» и «современность» шли рука об руку, и чаще талант в своем развитии обгонял понятия времени и общества, и потому не всегда был в свое время понят и оценен.
   Наша благодатная земля таит в себе не только несказанную красоту, но и великие таинства, завещанные нам великими предками. Ни с чем не сравнима узбекистанская цветущая весна, и ее особое многоцветие. На своем особом языке пытаются говорить с нами, сегодняшними, могучие таинственные горы и скалы, удивительные архитектурные памятники. Хранят свои древнейшие секреты бескрайние равнины, расцветающие по весне тюльпанами, и с каждым временем года меняющие свои одежды. И прекрасные белые аисты, неспроста выбирающие для своих гнезд высоту, с которой мир воспринимается по-иному. И еще одно важнейшее свойство наших корней – целомудрие истоков нашей культуры. Не потому ли, к счастью, не пускают на нашей земле свои ростки попытки вульгарного «осовременивания» жизни человеческого духа на сценах наших театров. Отрадно, что нет даже попыток низведения до уровня слепых и низких инстинктов сути великих повестей о жизни и Любви Фархада и Ширин, Тахира и Зухры, Лейли и Меджнуна – и всех иных любящих, кто родился позднее этих светлейших душ.
Так что же значит – быть, а не казаться сегодня современным? Этот вопрос вовсе не так прост и однозначен, как может показаться. Наверное, ответ на него берет свое начало с попыток понять истоки подлинно высоких обычаев и культуры нашей земли и народа. Нужно постараться сопоставить эти богатейшие устои с культурой общемировой, в основах которой – все те же законы человеколюбия, богатства духа и высших человеческих чувств. И, наверное, станет ясным то, что, несмотря на некоторые различия традиций, устоев, исторических путей – в каждой стране и в каждом народе живет вековая устремленность к высшей духовности, к полету мысли. Вне этой духовности невозможно представить себе ни развитие личности, ни новых обогащений культуры страны и мира.
Поэт, как известно, советовал: «сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен!». Быть может, именно в этом свете современным предстает именно тот, кто может пройти сквозь миражи «кажущегося» к обновлениям своего духа.
Кто в исканиях и труде будет способен удивиться красоте солнечного восхода или завораживающему музыкальному мотиву, кто сумеет понять гармонию мира.
Кто умеет любить и ценить единение с ближними.
Кто сумеет стереть все случайное, наносное и подарить окружающим в любом виде творчества и жизни красоту своего видения своей родины и мира – и потому сможет быть, а не казаться истинно современным в пути обретения и каждым из нас, и нашей страной новых ступеней и высот…  

«Звезда Востока», № 1, 2013

_____________

Андрей СЛОНИМ. Режиссер-постановщик и сценограф Государственного Академического Большого театра имени  А. Навои, Заслуженный работник культуры Республики Узбекистан.

Просмотров: 2029

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить