Современная узбекская проза

Категория: Литературная критика Опубликовано: 02.09.2012

Современная узбекская проза малых жанровых форм - прежде всего рассказы и повести - в своих художественных решениях развивая традиции предшествующих лет, открыла немало нового в исследовании, осмыслении жизненных явлений, так и в способах художественно-изобразительных решений.

Новелистика в лучших своих образцах проявляет пристальный интерес к многоликой действительности, пытаясь познать ее, ярко запечатлеть в богатстве сюжетно-композиционных форм, способов обобщения, типизации явлений.

Высокая гражданственность пронизывает творчество лучших новелистов, представляющих разное поколение, стили, творческие интересы. Новелла - малый прозаический жанр, сопоставимый по объему с рассказом (что дает иногда повод для их отождествления: существует т.з. на новеллу как разновидность рассказа), но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью.

Привлекли внимание общественности произведения с модерническими направлением: Хайруддина Султанова, Эркина Агзамова, Мурада Мухаммад Дуста и др. писателей произведения, которых заняли прочное место в узбекской литературы.

Узбекская современная новелистика - это творчество отдельных неповторимых индивидуальностей, но это и некое единство многообразных почерков, дающих представление о целостности в своих проявлениях действительности. Перед нами как бы портрет современника, увиденного в разных ракурсах.

Привлекает внимание не только богатство жизненного материала в прозе форм, но и более острый взгляд на события, происходящие вокруг.

Возрастает оценочность критериев в повествовании. В рассказе последнего периода произошел несомненный сдвиг к более широкому взгляду на человеческие отношения, на существующие проблемы жизни, потребности сегодняшнего дня.

В узбекской малой прозе утвердился рассказ с психологическим этюдом, одним из ярких примеров которого является “Миркарим-чол” Х.Султанова, проникнутой подлинной грустью, элегическим настроением.

Рассказ не о проблеме “отцов и детей”, разных поколений. Речь идет о неравнодушном, активном отношении к жизни, к окружающему. Герой - Миркарим - был мерилом истинных, а не показных нравственных ценностей в округе.

Молодое поколение узбекских прозаиков, создавая в своих произведениях образы стариков, наделяют их новыми качествами, стремятся выделить в них черты социально значимые, соединяющие лучшие традиции с современной действительностью. Идейно-эстетические функции в произведениях разносторонни, они выступают прежде всего как связующее звено между историей и современностью, символизируя непрерывность жизни, живучесть добрых народных традиций.

С этой темой тесно связана так широко дискутируемая в узбекской новелистике и проблема бездуховности, разобщенности людских судеб, родственных отношений, и нее только родственных, но и человеческих.

Особенно широкое распространение эта проблема находит освещение в прозе Э.Агзамова.

Рассказ Э.Агзамова “Племянница” свидетельствует об укреплении в узбекском рассказе аналитизма. В нем показаны житейская повседневность, будни человеческих отношений.

Аспирант Буранов возвращается из института домой на автобусе и на одной из остановок видит сквозь окно сиротливо стоящую на улице девочку со стареньким чемоданом. Это - племянница Буранова, приехавшая из кишлака поступать в институт. Герой знает, что она должна была приехать, что в большом городе она впервые, что, кроме него, дяди, у нее здесь никого нет. Все это он осознает - и не выходит из автобуса, продолжает свой путь.

Начинающий ученый пытается проанализировать свой поступок и как нравственно здравомыслящий человек приходит к выводу, что совершил подлость. Но смысл рассказа, его проблематика в ином: почему, в силу каких обстоятельств наша житейская практика нередко входит в прямой конфликт с нашей же моралью, не заученной, а личностно осознаваемой? Почему мелкое, подленькое, себялюбивое часто берет верх в споре с элементарным человеческим долгом?

Так из частного жизненного эпизода легшего в основу сюжета, вырастают образы, выходящие за пределы рассказанного случая. Моральные проблемы по сути своей - проблемы человеческого духовного самосознания. И интерес писателей к индивидуальному миру героя, воспроизведению действительности через самосознание личности вполне закономерно.

Рассказ Хайриддина Султанова “Тайна мира” может показаться сентиментальным, стоящим в ряду сентиментальных “любовных” рассказов, так густо населявших литературу в последнее десятилетие. Однако этот рассказ - не о любви, а скорее о прозрении. И сентиментальность его кажущаяся. Героиня рассказа Кундуз, встретив в библиотеке, где она работает, больного юношу из соседнего санатория , ежедневно общаясь и беседуя с ним, начинает думать о своей жизни, о возможном семейном счастье, которое прежде казалось достигнутым. И после бесед с Музаффаром Кундуз сомневается в своем счастье она прозревает. Ведь она на месяц уехав учиться в библиотекаря по приезду узнает, что она просватана. И после бесед с больным юношей у нее иное представление о счастье.

Рассказ невелик, всего восемь страничек, и заканчивается он неожиданным отъездом Музаффара, заронившем в сердце Кундуз глубокие сомнения и раздумья. Х.Султанов лиричен, его героиня склонна к размышлениям, раздумьям.

Интересны наблюдения рассказчика “человеческой души”. Автор идет своим путем к познанию своей проблематики. Душа султановской Кундуз очнулась и захлестнулась больно, после прозренья.

Человек возвращается туда, где тепло идет не от печи, а от сердца, так разворачивается сюжет в рассказе Э.Агзамова “Яблоки Рамазана”. Так в новелистике Э.Агзамова личностное начало отходит на второй план, а точнее, обрастает линиями социально-бытовыми, приобретает общественную значимость. Начиная с этой новеллы в его произведениях звучит мотив поисков нравственных начал действительности, ведущей к углублению психологизма характеров и обстоятельств.

Рассказ Э.Агазамова обнажает природу равнодушия, бьет тревогу по поводу расплодившегося мещанства, живущего в мире придуманных нравственных ценностей, далеких от человеческих идеалов.

Насколько бесхитростный и озорной Рамазан, не сумевший поступить в университет, выше, чище и нравственнее своих друзей. Так, они испытания совестью не выдерживают, и Рамазан, видящий смысл жизни не в теплой квартире с телефоном, а в искренней, бескомпромисной дружбе, которую он ставит выше всего на свете, и есть та высокая душа, активно направленная к добру, к людям. Его цель в жизни - творить добро, любить людей, прощая им слабости, переступая через привычные установки и правила.

Глубокая одухотворенность персонажей - людей из народа, живущих в согласии с природой, в мире подлинно национальных, а потому и общечеловеческих ценностей, - это общая черта повествовательной прозы Мурада Мухаммад Дуста.

Традиционны и новы проблемы морали, которые сегодня разрабатываются рассказчиками. И рассказы Мурада Мухаммад Дуста, вошедшие в его сборник “Гды ты, эхо радости?” (1976г.) отмечены национальным своеобразием; его герои - люди добрые и совестливые. Этот сборник рассказов пронизан оптимистической верой писателя в человека, его духовные возможности. Но герои его не просто добры, они социально активны, верны нравственным принципам.

Непосредственность и прямота, глубина и серьезность отношения к жизни, собственные мироощущения и связанное с этим ощущения новаторства ясно проступают в повестях “Старики”, “Возвращание в Галатепе” Мурада Мухаммад Дуста. Здесь нет ни лирико-элегической, ни социально-сентиментальной тональности, а есть восточная неторопливость, соответствующая возрасту и образу его героев.

Автор показывает борьбу и сложные социальные конфликты. У его героев есть своя “малая родина” - Галатепе. Именно там они могут свободно жить, действовать, утверждаться, там, в своем родном уголке земли. Кажется, что выводи автор этих стариков в другой город, и они потеряют часть своего очарования, колорит речи, свое место в жизни.

Яркость языка писателя - это неординарность его мышления, мировоззрения и мировосприятия. Художественная ценность таких произведений, как повести М.М.Дуста, определяется умением автора индивидуализировать созданные им картины жизни.

К раскрытию проблемы человеческого характера М.М.Дуст идет путем анализа индивидуальной психологии, внутреннего мира, художественного исследования мировосприятия героя.

Лишенные фальшивых нот, повести Мурада Мухаммад Дуста тесно спаяны с фольклорной традицией. Она, эта традиция, естественно существует в их произведениях, где синтез современной манеры письма с фольклорными художественными формами (национальные обряды и традиции, насыщенность языка диалектными выражениями и т.д.) осуществляется в гармоничной естественности повествования.

Отношения автора к самобытному национальному материалу лишено “экзотичности”, любования стариной и проникнуты аналитичностью, лирико-философскими раздумьями о связи времен и поколений. Обращение к фольклору связано и с его творческой интерпретацией.

У М.Дуста - сквозные персонажи, действующие в целом цикле его повестей. Эта как правило, характеры сложные, неоднозначные, развивающиеся по законам жизненной диалектики. В основе творчества писателя лежит поиск своего героя. И незавершенность этих характеров тем более интересна, что писатель раскрывает их последовательно во всем цикле: новая повесть высвечивает и новые грани характера.

В повести “Отставной”, например, мы сразу же узнаем Ибодуллу Максума из повести “Возвращение в Галатепе”, получают продолжение и сюжетные линии, связанные с судьбами персонажей. Много схожих с героями М.М.Дуста черт у героя Э.Агзамова Эльчиева из повести “Ответ”.

Внутренний мир личности, характера всегда интересовали узбекскую прозу. Однако проза последнего десятилетия в своих лучших образцах делает попытку углубления в духовный мир личности, анализирует нравственно-психологические проблемы современной жизни и человека в ней. Процесс этот проходит подчас трудно и неровно, но и традиционная форма рассказа и повести, и новации связаны с четко осознанной потребностью писателей включиться в общий литературный процесс, доминантой которого стало обновление и тем, и персонажей, и конфликтов.

Просмотров: 4506

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить