Мухаммад Шариф Гульхани (XVIII-XIX век)
Литература XVIII – первой половины XIX вв. имеет ряд специфических особенностей, которые характеризуют ее своеобразие и оригинальность. Одна из таких особенностей связана с появлением новых жанров в узбекской литературе, в частности жанра басни.
Появление этого жанра связано с именем Мухаммада Шарифа Гульхани (некоторые свои произведения он подписывал псевдонимом Джурат).
Точные сведения о жизни Гульхани, к сожалению, неизвестны. Он родился в 70-х гг. XVIII в. в Коканде. Известно, что он работал сначала банщиком, а затем нукером при дворе кокандского правителя Умархана. Тем не менее, он испытывал острую материальную нужду, и забота о хлебе насущном не покидала Гульхани до конца жизни. Умер поэт в 20-х годах XIX века.
Лирическое наследие Гульхани невелико по объему. Он, как и многие поэты того времени, писал на двух языках. На сегодняшний день обнаружены лишь его двенадцать газелей и одна касыда. Большая часть газелей приведена в тазкире “Поэтический сборник” (“Мажмуаи шоирон”) известного поэта, литературоведа и критика Абдукарима Фазли, который был современником Гульхани и возглавлял литературный кружок при дворе Умархана.
Имеются также сведения о том, что существует диван Гульхани, который, однако, до сих пор не обнаружен. Существующие же лирические произведения не дают полного представления о поэтическом таланте Гульхани.
Отличительной особенностью его лирики является их социальная заостренность. Так, например, в одном из своих стихотворений, написанном на газель Амири с редифом “мой перст”, Гульхани в самом конце высказывает некоторое недовольство правлением Умархана (Амири), что было достаточно смело в те времена.
Присущая ранее восточной поэзии завуалировать, иносказательность и изящество стали постепенно уступать место реалистическим тенденциям, сатирическим настроениям. Даже по тем немногочисленным произведениям, составляющим лирику поэта, можно судить о его таланте, воплотившемся в своеобразных произведениях.
Однако широкую популярность и признание получил поэт Гульхани благодаря своему знаменитому сборнику “Зарбулмасал” (“Притча”), или, известному по другим спискам как “Рассказы совы”.
“Зарбулмасал” был создан Гульхани в последний период творчества. Гульхани хотел создать такое произведение, которое в полной мере выражало бы его социальную позицию, его страстное желание высказаться в художественной форме о существующей в жизни несправедливостях и многочисленных проблемах. Сделать это в рамках традиционных поэтических жанров было чрезвычайно сложно, практически невозможно.
Именно поэтому, видимо, Гульхани ищет новую форму изложения своих жизненных воззрений, основанных на прогрессивном гуманизме.
Художественная структура “Зарбулмасала” сложна. Произведение включает в себя вставные новеллы, басни, небольшие рассказы, в основном сатирического содержания, объединенные общим композиционным построением. При этом Гульхани украшает свое произведение большим количеством пословиц и поговорок, что делает “Зарбулмасал” ярким, образным произведением.
“Зарбулмасал” - сюжетно законченное произведение, написанное как народная сказка, с понятными и близкими народу образами, простым и доступным языком. Во многом этим и объясняется ее популярность.
В аллегорических рассказах из жизни птиц и животных Гульхани с большим мастерством пишет о жадных, мстительных и непорядочных феодалах, которые, прикрываясь религиозными убеждениями, благими намерениями, жестоко обманывали и эксплуатировали простых людей. Интересной представляется рассмотрение некоторых басен, которые в полной мере характеризуют произведение Гульхани.
Например, небольшая басня “Верблюдица и верблюжонок”. Содержание басни следующее: у ферганского караванщика была верблюдица, которая родила верблюжонка. Караван двинулся в путь, когда маленький верблюжонок был еще совсем слаб. Несмотря на это, он также пустился в путь. Сильно мучаясь в пустыне от знойного солнца, он стал отставать от матери. На счастье караван ненадолго остановился, чтобы можно было бы поправить груз, находящийся на спине верблюдицы, сбившийся набок.
Наибольшую известность приобрела басня Гульхани “Черепаха и скорпион”. В этом произведении, актуальном и сегодня, автор чрезвычайно емко и образно показывает черты характера низких и недостойных людей, которые за добро платят неблагодарностью. Их черная душа вместе с грязными помыслами неизменно дадут о себе знать в самый сложный и ответственный момент. Но, несмотря на все, зло не останется безнаказанным.
По многим своим идейно-тематическим и композиционным особенностям, “Зарбулмасал” Гульхани близка к произведению VI века “Калил и Димна”. Гульхани сумел творчески переосмыслить, и умело воплотить многие элементы из шедевра индейской литературы.
Просмотров: 16219