Шукур Холмирзаев (1940-2005)

Категория: Литература периода независимости Опубликовано: 03.09.2012

Шукур Холмирзаев родился в 1940 году в селе Шахидлар Байсунского района Сурхандарьинской области. В 1957 - 1962 годах был студентом отделения журналистики филологического факультета Ташкентский государственного университета (ныне Национальный государственный университет Республики Узбекистан), после окончания которого работал в ряде издательств и редакциях газет и журналов. Первая книга - повесть “На белом коне” - издана 1962 году. Вторую повесть молодого писателя - “Вольны”- высоко оценил А. Каххар.

Романы писателя: “Последнее пристанище” (1976), “Над пропастью” (1984), “Путешественник”, “Страшилище” («Олабужи») (1991) “Динозавр”(1996).

Пьесы писателя: “Банкет”, “Черный овраг”.

Рассказы : “Восемнадцать бывает каждому” (1964), “Загадка судьбы” («Такдир башорати») (1968), “Дороги, сопутники” («Йуллар юлдошлар») (1973), “Пойдем в горы” («Юр, тогларга кетайлик») (1976), “Чулок турна” (1978), “Глинные улицы” («Тупрок кучалар») (1978) “Язык птицы” (1982), “Последные дни героя” (1984), “На горы выпал снег” (« Тогларга кор тушди») (1986),”Последные дни Абдулла Наби-углы” (1983), “Эх, Эшниёз” («Эсиз, Эшниёз») (1988), “Луна за облакам” (1997) и др.

В рассказах “Прошла весна”(«Бахор утди»), “Свобода”, “Узбекский характер”, “Жизнь вечна”, “Если сдвинется тяжелый камень”, “Луна за облаками”, “Пленный беркут”, “Синее море”, “Хозяин коня” и других писатель философически раскрывает узбекский национальный характер и отношения человека с природой.

В его небольшом рассказе "Пастух" как бы сосредоточивают­ся все "вечные" этические проблемы — проблема добра, любви, совести. Для героя рассказа, старика Остонакула, настолько важны идеалы добра и совести (даже в отношении больной ско­тины), что он готов понести наказание за свою "вину" (вовремя не зарезал больного вола), чем лишить жизни живое существо. Для старика больной вол — это не просто "мясо", это живое существо, способное чувствовать боль и страх. Старый пастух даже обращается к волу как к человеку: " - О, господи! Что же с тобой? Может, устал? Встань! Встань!".

И не случайно автор рассказа так подробно описывает бо­лезнь вола, психологически тонко подчеркивая боль и страда­ния, испытываемые животным. Шукур Холмирзаев делает нас сопричастными к приближающейся смерти, заставляет читате­ля испытывать жалость к мучениям живого существа: "Вол под­нялся, кожа его дрожала. Он осторожно пошевелил хвостом. До самого Кукбулака вол не сорвал ни травинки. Его товарищи с хрустом поедали мелкий хворост, а старый вол едва брел, неве­селый, с поникшей головой..."

Старик Остонакул не просто жалеет умирающую скотину, он уважает тот труд, который исполнял вол. Старик не может нару­шить основной нравственный закон жизни — плати за добро добром. Высокая нравственность старика и вменяется ему в "вину" руководством совхоза. Но он выше их обвинений, глав­ное для него — следовать законам Добра.

Нравственная проблематика лежит в центре другого расска­за Шукура Холмирзаева "Жизнь вечна".

Рассказ о главном агрономе колхоза Надыре Рузикулове — символичная история о человеке, пережившем свою "смерть" во сне. Человек грубый и в чем-то даже жестокий — ему ничего не стоит оскорбить тещу, бросить камень в собаку — вдруг, поте­ряв по своей вине близких и ощутив тоску одиночества, начина­ет задумываться над своей жизнью, размышлять о том, какой он человек. Чтобы обострить ситуацию оценки человеком своего "я", автор использует метафорическую "смерть" — Надыр засы­пает, но сон свой ощущает как смерть. Таким образом, герой смотрит на себя как бы со стороны, за гранью реальной жизни и оценивает себя с позиций уже "прожитой" им жизни. Все его плохие и добрые поступки проходят перед глазами: "И умер, как собака... И дочь в последнюю минуту не увидел, и жене не ска­зал последнее "прости".

А рабочие совхоза... Среди них много таких, кто уважал его, по-доброму к нему относился..." И он вдруг ощутил всю горечь того, что ничего нельзя изме­нить в этой жизни после смерти, что ошибки надо исправлять пока ты жив: "Все прошло, все уплыло... Ничего теперь не ис­правишь".

И что самое удивительное, Надыр становится свидетелем того, как его несут хоронить. Его путь на кладбище символично отра­жает путь каждого человека к своему последнему месту на земле. Но Надыр, по ту сторону жизни, вдруг осознает мимолетность жизни и суету повседневного: "Такова жизнь человеческая: ро­дился, рос, учился, работал, ругался с людьми, мирился. Думая о том, как жить, мыкал горе, любил. И вот умер. Близкие несколь­ко дней поплачут, поголосят, а потом? Будут вспоминать о нем..."

И он осознал главное в жизни — судить о тебе и вспоминать о тебе будут по тем добрым и недобрым делам, которые ты творил при жизни. И только это имеет ценность, только это значимо и в жизни, и после смерти. И поняв суть вечного нравственного закона — твори Добро, он раскаивается и "оживает".

Проснувшись в реальности, Надыр сделал то единственное, что теперь стало обретать для него смысл, — извинился перед соседом и пошел за семьей.

"По дороге он вспоминал, как и за что его критиковали на собрании вечером, прикидывал, как исправить ошибки, изме­нить кое-что в работе".

Шукур Холмирзаев ещё раз подчеркивает, что цель и назна­чение человека — это творить Добро и следовать нравствен­ным традициям своего народа.

Просмотров: 26027

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить