Аброр Хидоятов (1900-1958)

Категория: Деятели культуры Опубликовано: 06.09.2012

Аброр Хидоятов (1900-1958) - узбекский актер театра, народный артист Узбекской ССР, народный артист СССР (1945). На сцене с 1918 г. Большая часть его творческой биографии связана с театром им. Хамзы (Ташкент). Прославился исполнением ролей Отелло и Гамлета (в трагедиях Уильяма Шекспира) на узбекской сцене.

Аброр Хидоятов родился в Ташкенте, на Шейхантауре, в махалле Дегрез в семье Хидоятходжи. Отец занимался строительными работами и одновременно держал бакалейную лавку. Мать Пошшахон-отин учила местных девочек грамоте. Родители понимали, что знания помогут детям в дальнейшей жизни, поэтому двух своих сыновей Хидоятходжи отдал на обучение махаллинскому домле.

В отличие от старшего брата, быстро забросившего учебу, маленький Аброр Хидоятов увлёкся сурами, с удовольствием читал Коран. Всех завораживало то, каким распевным голосом с паузами и придыханием повторял он наизусть молитвы. По соседству с семьей Хидоятходжи жил Мурад-ака, прекрасно исполнявший народные песни и виртуозно игравший на дутаре. Увлечение музыкой объединило десятилетнего Аброра и взрослого мужчину. Часто вечерами они усаживались у маленькой калитки их общего забора и устраивали импровизированные концерты.

Песни находил для него его наставник, они были из репертуара классика узбекского вокального искусства Мулла Тойчи. По вечерам он пел в чайхане, куда собиралась вся махалля, приходили и из соседних окрестностей.

Однажды в чайхану, где пел Абрар, заглянули два молодых человека, которые сели в углу и внимательно слушали молодого певца. Это были Маннон Уйгур и известный поэт Чулпан. Они ходили по махаллям в поисках актеров для театральной труппы, которую они намеревались создать. Позже Уйгур рассказывал, что их визит не был случайным, они уже слышали о молодом певце, с красивым голосом и решили лично познакомиться с ним. Ему было достаточно одного взгляда на Абрара, чтобы сказать - вот кто мне нужен. Юноша был высокого роста, хорошо сложен, с большими черными глазами, европеоидным строением головы и густыми вьющимися волосами. Вот мой герой, сказал он.

В 1916 году Аброр впервые попал в театр «Колизей», располагавшийся в новой части Ташкента. Здесь он увидел постановку «Лейли и Меджнуна», потрясшую его до глубины души и натолкнувшую юношу на решение ближе узнать, что такое театр. После занятий в новой школе он ходил на все спектакли театра подряд, забирался на галёрку, пробирался за кулисы, в гримёрные комнаты, наблюдал, как ставили декорации, примеряли костюмы, а главное - внимательно прислушивался и приглядывался к словам и игре актёров. Вскоре Аброр понял, что театр - это то, без чего он не мыслит свою дальнейшую жизнь.

Театральную труппу создали в 1919 г. Уйгур, Чулпан и Абрар Хидоятов стали друзьями, соратниками и коллегами на всю жизнь.

В 1922 г труппа была направлена в Москву для учебы высшему актерскому мастерству. Она выросла, в ней уже были девочки - будущие актрисы и среди них Сара Ишантураева, будущая супруга Абрара Хидоятова. Учились будущие актеры в театре им. Вахтангова, а учителями их были выдающиеся мастера русской сцены Рубен Симонов, Лев Свердлин, его наш зритель знает по фильму Насретдин в Бухаре, В. Толчанов и др. Их учили всем тонкостям актерского мастерства.

Здесь, в Москве, Сара Ишантураева впервые близко познакомилась с Аброром Хидоятовым. Уже на втором курсе обучения студийцы приступили к постановкам пьес «Ревизор», где Аброр Хидоятов с блеском сыграл роль городничего, а Сара - роль Анны Андреевны, и «Принцесса Турандот», где Хидоятов создал образ принца Калафа, а Сара - Адельмы. Именно тогда, после просмотра спектаклей московских театров, Маннон Уйгур, Аброр Хидоятов и Сара Ишантураева решили, что на родине они обязательно поставят «Гамлета» и «Отелло».

В 1927 году, вернувшись в Ташкент, на родную сцену, Аброр Хидоятов и Сара Ишантураева во многих постановках исполняли главные роли. Особенно им удавались роли влюблённых. Актеры настолько искренне и правдиво передавали чувства своих героев в спектакле, что многие не сомневались в их взаимной любви. Сара стала за-мечать, что Аброр не только на сцене, но и в повседневной жизни смотрел на неё огненными, полными страсти, влюблёнными глазами.

Во время одной из репетиций, когда она с большим эмоциональным подъёмом повторяла любовный монолог своей героини, перед ней появился Аброр и с сияющими глазами в порыве чувств воскликнул своим красивым голосом:

-Сара! О, если бы так было в жизни, моя любимая!
-Почему вы так говорите? - заливаясь румянцем, спросила она.
-Давай сыграем свадьбу! Вот увидишь, какая у нас будет свадьба!..

Вернувшись из театра домой Сара долго не могла сомкнуть глаз: «Конечно, Аброр-ака умный, талантливый и видный актёр, такой замечательный человек. Быть на сцене рядом с ним - это большое счастье... Но буду ли я счастлива с ним в жизни?» - мучили ее сомнения.
Некоторое время спустя после репетиции Аброр Хидоятов, широко улыбаясь, уже более настойчиво спросил: Сара, что ты скажешь, если в эту субботу мы сыграем свадьбу?

Ну, что же, давайте, сыграем! - шутливо ответила Сара, думая, что это как обычно один из его розыгрышей. Но в субботу, когда «невеста» пришла на репетицию, в глаза ей сразу бросилось всеобщее оживление - актеры были заняты украшением зала, где посередине стоял празднично сервированный стол. Сара удивлённо оглядела зал и всех присутствующих. Тут появился нарядно одетый Аброр Хидоятов. В руках он держал белое шелковое платье, парчовую нимчу и тонкий прозрачный шарф: «Са-раханум! Сегодня, как мы и договорились, состоится наша свадьба... Так что прими, пожалуйста, платье и прошу, в гримёрную...» Сара застыла на месте. Все остальные действия в её сознании происходили, как во сне... Подруги завели актрису в гримёрную комнату, одели и причесали, превратив её в самую красивую невесту. Плохо осознавая происходящее, Сара, застывшая как кукла, смотрела на себя в зеркало. (Это состояние она использовала потом в работе над ролью Джамили в спектакле «Бай и батрак»).

Несколько лет коллектив театра шёл к осуществлению постановки пьесы Шекспира «Гамлет». Чулпон сделал прекрасный перевод пьесы на узбекский язык. Предварительно Маннон Уйгур с Бобо Ходжаевым поехали в Москву и два месяца собирали материалы, связанные с творчеством Шекспира и постановкой его пьес. Артисты, художники, декораторы с интересом слушали рассказы своих коллег, посещали библиотеки, чтобы как можно глубже познакомиться с атмосферой той эпохи. Наконец, наступило время распределения ролей. На обсуждении приехавший из Москвы художник Шлепанов спросил: «Кто будет играть Гамлета?» Режиссёры пригласили в кабинет Аброра Хидоятова. В дверях появился мужчина в сапогах, чёрной кожаной куртке, с шапкой на голове. Поздоровавшись с художником, он разухабистой походкой подошёл к столу. «Этот человек будет играть Гамлета?!.. Вы простите меня, но я, наверное, чего-то не понимаю...» - разочарованно произнёс Шлепанов. Маннон Уйгур и Бобо Ходжаев переглянулись, но промолчали.

Через два дня Аброр Хидоятов прочитал перед комиссией монолог Гамлета «Быть или не быть?..» Принц датский стоял один на сцене в современной одежде, единственным элементом костюма был плащ, перекинутый через плечо. Пластика, жест руки, идущей к сердцу, красивый тембр голоса и философские размышления героя, всё это в комплексе потрясло людей, сидевших в зале... С этого дня театр приступил к репетициям. Роль Офелии получила Сара Ишантураева. Она долго искала нужное психофизическое состояние Офелии в сцене сумасшествия... И однажды Сара решилась пойти в психоневрологический диспансер, где в течение дня общалась с больными, наблюдала манеру их поведения. Вот тогда она и нашла ключ к характеру печально-поэтического образа своей героини.

Жизнь Гамлета и Офелии на сцене и дома стала единой. Всё здесь было подчинено творческой атмосфере. Когда Аброр и Сара возвращались из театра, дети были уже накормлены, дом убран, а на пороге их всегда встречала с улыбкой мать Аброра - Пошшахон-ая. За ужином артисты обязательно рассказывали о последних новостях в театре, а потом поднимались в свою маленькую комнату на балахоне и продолжали репетировать свои роли. В этой, зимой холодной, а летом жаркой, комнате за многие годы жизни были созданы прекрасные, запомнившиеся многим зрителям образы Джамили и Гафура, Гули и Алишера Навои, Гамлета и Офелии, Ромео и Джульетты, Отелло и Дездемоны.

В январе 1935 года состоялась премьера «Гамлета». «Сара Ишантураева создала исключительно нежный поэтический образ... Она похожа на Офелию всемирно из-вестной актрисы Эллен Терри, которая сделала свою Офелию театральным эталоном», - писала газета «Советское искусство» в апреле 1936 года. Игру Аброра Хидоятова в «Гамлете» мечтал посмотреть почти весь Узбекистан. Ради одного спектакля люди приезжали из Коканда, Андижана, Намангана, Бухары. В зрительном зале не хватало мест, билеты были нарасхват. Зрители, чтобы попасть на спектакль, неделями стояли в очереди. Резонанс, вызванный среди народа этой постановкой, ещё больше вдохновил актёров, коллектив решил играть спектакль каждый день. Двадцать семь дней подряд после премьеры шёл «Гамлет». На последнем спектакле организм Аброра восстал против такого насилия, актёр, потеряв сознание, рухнул на пол, прямо на сцене.

Спустя шесть месяцев глобального лечения в больнице, а затем в санатории, Аброр Хидоятов смог восстановить своё здоровье. Осенью артист вернулся в родной театр. Но все последующие годы нервный стресс повторялся, из-за него артисту иногда приходилось оставлять сцену.

В тяжелые годы войны театр разделился на несколько бригад. Некоторые из них ездили с концертами и маленькими комедийными спектаклями по госпиталям, чтобы поддержать дух раненых бойцов. Часть театрального коллектива приступила к постановке знаменитой трагедии В. Шекспира «Отелло». Аброр Хидоятов, работавший над главной ролью, выкладывался во время репетиций, как на спектакле.

Холодным декабрьским вечером 1941 года в Ташкенте состоялась премьера спектакля, который все ждали с нетерпением. «Отелло» занял особое место в репертуаре театра. Он стал вершиной творческих поисков театра, воплотившей лучшие традиции драматического искусства. Пять лет подряд этот спектакль не сходил со сцены театра. Слава о нём дошла до Лондона. В феврале 1945 года английская парламентская делегация присутствовала на спектакле «Отелло». «Никогда, нигде, даже в Лондоне мы не видели лучшей постановки этой пьесы. Нам особенно понравились артисты, исполнявшие роли Отелло, Яго и Дездемоны. Мы были ими восхищены», - оставили они запись своих впечатлений в книге отзывов театра.

3 октября 1958 г его не стало, смерть произошла в результате инсульта. Его похороны вылились во всенародное шествие. По распоряжению правительства во время похорон по республиканскому радио передавали на всю страну в записи весь спектакль Отелло. Как будто по сценарию великого режиссера, его опускали в могилу под его последние слова: "Прощайте мои пернатые солдаты. Альвидо, альвидо, альвидо!" Похоронили его на Чагатайском кладбище.

Он был награжден многими орденами и медалями, удостоен премий и почетных званий. Даже после смерти государство считало нужным удостоить его награды посмертно. В 2000 г. Указом президента Республики Узбекистан он был награжден орденом "Буюк хизматлар учун" (3а великие заслуги). Даже через полвека после его кончины он не забыт.

За исполнение главной роли в спектакле «Алишер Навои» был удостоен Сталинской премии второй степени в. Именем Абрара Хидоятова назван Государственный драматический театр в Ташкенте (Abror Hidoyatov nomidagi o`zbek davlat drama teatri).

Просмотров: 6030

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить