Гадои (XV век)

Категория: Период темуридов (XIV-XV вв.) Опубликовано: 03.09.2012

Одним из ярких представителей поэтов-классиков XV века является Гадои. Его имя и замечательное литературное наследие относительно недавно стало достоянием широкой общественности, хотя талантом Гадои восхищались многие из его современников. Объяснение тому, служит отсутствие до последнего времени в республике оригинала рукописи поэта и узбекские литературоведы для своих исследований пользовались публикациями произведений Гадои, вышедшими за пределами Узбекистана. Лишь в марте 1970 г. из Парижской национальной библиотеки был получен микрофильм уникальной рукописи “Девони Гадо”, изучение которой позволило провести тщательный текстологический анализ стихов Гадои.

В результате этой работы удалось выявить ряд неточностей в раннее опубликованных сборниках и издать в 1973 году сборник произведений Гадои, куда вошли практически все его произведения. Кроме того, это дало мощный импульс к всестороннему и глубокому изучению творчества Гадои. До сегодняшнего дня неизвестно когда и где точно родился поэт. Не сохранились о нем, более или менее полных сведений, по которым можно было бы установить его основные биографические данные.

Единственно достоверным источником в этом отношении являются данные, приведенные Алишером Навои в своем знаменитом “Собрании избранных”, написанном в 1491-1492 годах. Вот что он пишет: ”Мавлана Гадои слагает по-тюркски и принадлежит к числу известных поэтов. Его стихи приобрели славу во времена Бабура-мирзы. Вот одно из его знаменитых двустиший:

Увы, вновь опечалилось мое безумное сердце,
Из-за этого сердца вновь обрушилось на меня несчастье.
Мавлане более девяноста лет”

Так как Алишер Навои писал в “Собрании избранных” о своем предшественнике в третьем маджилисе, куда включил здравствующих ко времени выхода книги поэтов, то можно предположить, что Гадои родился в конце XIV или в самом начале XV века. Опосредованно о жизни поэта можно узнать из его единственного, как уже отмечалось выше, сохранившегося рукописного “Дивана Гадо”, хранящегося в Национальной библиотеке Парижа.

Рукопись дивана Гадои содержит 66 листов или 132 страницы. Стихотворения расположены в алфавитном порядке и насчитывают 1487 бейтов. В него включены произведения Гадои различных жанров, а именно: 230 газелей, одна мустазад, одна неполная касыда и пять кытъа.

Происхождение поэта, его настоящее имя неизвестно. Судя по тахаллусу “гадои”, что означает “бедный, находящийся в нужде”, поэт был выходцем из низших слоев общества и, вероятнее всего, был последовательным суфием. Из содержания его произведений можно сделать вывод, что Гадои принадлежал к прогрессивному направлению суфизма - накшбандия.

По-видимому, значительную часть своей жизни Гадои провел в Герате, где в пору правления Абул Касыма Бабура при его дворе собралось немало выдающихся поэтов. Но местом его рождения был, по всей видимости, другой город.

Основную часть сохранившегося дивана Гадои составляют газели. В соответствии с жанром подавляющее большинство из них посвящены теме любви. В противовес популярной в то время религиозно-мистической литературе поэзия Гадои несла жизнеутверждающее начало, одним из компонентов которого явилось воспевание подлинно человеческой страстной любви.

Я не видел столь дивной, бедою грозящей красы,
Столь неверной и лживой, очами томящей красы.
Столь далекой от веры и чуждой добру и любви,
Колдовскими очами до крови разящей красы.
Словно жемчуг, блестящий, сияющий светом лучей,
Будто солнцу навстречу, звездою светящей красы,
Будто слово господне, являющей чудо мирам,
Змеекудрой и душу набегом губящей красы!
Гадои, будешь, жив ты - другой не желай и вовек,
Кроме той розоликой, как тополь манящий, красы!

Поэт не признает жизнь без настоящей пылкой любви. Он считает, что жизнь лишена всякого смысла, если в ней нет место для большого сильного чувства.

Тот сад, что в чарах колдовских таким прекрасным кажется,
Мне без тебя лишь пустырем глухим, безгласным кажется!

Значительное место в любовной лирике Гадои занимает тема разлуки. Бейты, в которых выражается эта тема, посвящены не только разлуке с любимой и ожидания встречи с ней, но и времени, жестокому и несправедливому:

Ты опять меня забыла - как же так?
Верность чтить тебе не мило - как же так!
Нашим прежним уговорам неверна,
Ты обеты преступила - как же так?
Верности в тебе не сыщешь, а терзать
Есть в тебе и злость и сила - как же так?
Раньше ты других чуждалась, а теперь
Моего страшишься пыта - как же так?
Гадои, чей ум и разум люди чтут,
Ты безумием корила - как же так!

Гадои считал себя продолжателем Лутфи. Как и его великий предшественник, Гадои мастерски использовал весь арсенал художественных средств выразительности и изображения. Его поэзия отличается чрезвычайной образностью и простотой восприятия. Добивался этого он и с помощью вплетения в ткань своих газелей народных афоризмов, пословиц, и умелым использованием богатых и двойных рифм, добиваясь музыкальности и особого благозвучия, а также часто применением редифа для усиления смыслового содержания и воздействия на читателя. Все это свидетельство того, что Гадои является одной из наиболее ярких фигур поэзии XV века.

Фархад Хамраев

Просмотров: 7639

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить