Абу Мансур аль-Матуриди (870-944)

Категория: Великие мыслители Узбекистана Опубликовано: 05.09.2012

Аль-Матуриди, Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад (870, близ Самарканда — 944,[1] Самарканд) — исламский мыслитель, основатель и эпоним одной из школ калама — матуридизма. Абу Мансур аль-Матуриди родился в городе Матуриде близ Самарканда. Ханафитскому фикху и другим религиозным дисциплинам обучался в Самарканде.

Из его учителей называют Абу Бакра Ахмада ибн Исхака, Абу Насра Ахмада ибн аль-Аббаса (известного под именем аль-Факих аль-Самарканди), Насра бен Йахья аль-Бальхи и Мухаммада ибн Мукатиля ар-Рази. Впоследствии аль-Матуриди сам преподавал фикх и калам.

Похоронен на кладбище Чокардиза в Самарканде.

На ряд вопросов калама Матуриди и его последователи давали ответы в том же духе, что и ашариты: они считали Коран извечным в отношении его смысла и возникшим во времени в отношении словесного выражения этого смысла, считали, что праведники могут лицезреть Аллаха в потустороннем мире, не уточняя характера этого лицезрения, что все человеческие действия творятся Богом, а человек лишь присваивает (кясб) их себе благодаря воле и способности, что сущностные атрибуты Аллаха (знание, могущество и др.) реальны и извечны. Но в отличие от ашаритов Матуриди признавал извечность не только сущностных атрибутов Бога, но и извечность атрибутов действия; как и мутазилиты считал, что у человека есть свобода выбора, в том числе — выбора между двумя противоположностями, что вера заключается в словесном признании Аллаха, а не в религиозных обрядах.

Учение аль-Матуриди распространилось среди ханафитов Мавераннахра.

Имам Матуриди преуспел в диспутах, которые вел с представителями различных мазхабов как из самого Самарканда, так и из его окрестностей. Матуриди вступал в дискуссии с карамитами, шиитами и мутазилитами, посвятив опровержению их взглядов один из своих трудов.

Труды Матуриди можно разделить на следующие категории:

Труды по каляму и искусству диспутов.
Труды по усулю.
Труды по тафсиру и кораническим наукам.
Труды о распоряжениях (васайа) и обращении к Аллаху (мунаджа).

Из сочинений аль-Матуриди известны, в частности:

Комментарий к Корану «Таавилат аль-Куран»
Толкование трактата «Аль-фикх аль-акбр» Абу Ханифа под названием «Шарх уль-фикх иль-акбр»
«Книга о единобожии» («Китаб ут-таухыд»).

В 2000 году в Узбекистане широко отмечалось 1130-летие со дня рождения имама Абу Мансура аль-Матуриди. К этой дате было приурочено издание его трудов, проведение международной конференции и открытие мемориального комплекса на его могиле в Самарканде.

Тогда же 2000 году, по инициативе президента Республики Узбекистан И.А. Каримова, на месте разрушенного мавзолея был сооружен архитектурный комплекс, в центре которого возвышается мавзолей самого ученого. При строительстве этого памятника использовали лучшие традиции узбекского национального зодчества. Архитектурный комплекс сооружен по проекту архитектора Рахматулло Салахутдинова в соавторстве с Эгамберди Нуруллаевым. В строительстве принимали участие такие народные мастера Самарканда как Мирумар Асадов, Матлюб Махмудов, Ёкуб Тагиров, Ташпулат Атоев. Интерьеры исполнены Амриддином Наджмиддиновым. Экстерьеры выполнены Хакимом Асадовым.

Площадь мавзолея - 12х12м. высота - 17,5 метров. Купол двойной. Внешний купол ребристый, украшен голубой майоликой. Барабан украшен 24 арками и оконными алебастровыми решетками – панджара. Во внешних и внутренних облицовках примененны мозаика, майолика, ганч. На могильном камне из белого мрамора вырезаны изречения Имама аль-Мотрудий.

Западнее мавзолея находится невысокое купольное сооружение – дахма сейидов (потомков пророка Мухаммада), привезенных Амиром Тимуром из Герата и Мешхеда.

К северу от мавзолея располагается суфа (возвышение) с надгробными камнями IX-XVIII вв.

К юго-западу от мавзолея в саду располагается беседка-ротонда с могилой знаменитого ученого-правоведа, автора книги по мусульманской юриспруденции «Аль-Хидоя», Бурханеддина Аль-Маргилони.

 

Просмотров: 8465

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить