Отаули. Лев в цепи (рассказ)

Категория: Узбекская современная проза Опубликовано: 19.09.2012

Отаули (1949)

ЛЕВ В ЦЕПИ
Исторический рассказ

Ожесточенные бои между воинами Ирана и Турана под легендарным городом Самарканда, наконец-то завершились явной победой туранцев. Иранские войска разбежалась назад, оставляя поле сражения. Хотя еще достаточно сил и кровь словно кипят в жилах, у туранцев не принято гнаться следом за убегающими трусами! Убегают беглецы и, слава богу, что война завершилась победой туранцев, теперь, ведь, следует жить тихо и мирно, надо веселиться и радоваться!
Когда войска начали конем тащить тяжелые оружия войны, называемыми "сакманом", сами уместились на арбу, называемой "канькой" и тронулись в путь в сторону крепости древнего города, вдруг со стороны бежавших показался посол иранского шахиншаха с белым флагом в руках. Он прямо сбросил себя с коня на ноги туранского кагана Алп Эр Тунги :
- Мой шахиншах, в честь Вашей победы, желает устроить пир за свой счет! В нем хочет подписать соглашение о вечной дружбе между Ираном и Тураном! Конечно, если ваше превосходительство не возражает такому предложению?..
Вечная дружба между Ираном и Тураном! До чего же желание благородное, предложение добродушное! Разве это не самый большой грех не поддержать такое предложение и не пойти ему навстречу?! Однако… чтобы побежденный устроил пир в честь победителя!.. Что это?! Отражение щедрости души, простительность, доброжелательство, миролюбие и тому подобные человеческие качества, что свойственно настоящим богатырям? Или новая интрига под маской благородства и щедрости?! Алп Эр Тунга внимательно посмотрел на своих воинов, ликующих радостью победы на войне и обретение мирной жизни. Но они упорно молчали, видимо, недопонимая, о чем речь. Тогда младший брат Алп Эр Тунги стал на колени перед ним и попросил разрешение высказаться. Получив разрешение, он начал:
- Мужественно признать свое поражение, да еще щедро устроить пир за свой счет в честь победителя!.. По-моему, это самый настоящий богатырский поступок, брат мой старший! Теперь и мы давайте покажем им, что мы никак не хуже в поступках настоящих богатырей! Если отклоним их предложение, они запросто могут подумать, что мы трусы и так будут трактовать всему миру! Конечно, ничего не мешает, чтобы мы отпраздновали свою победу по своему желанию! Однако представьте себе, брат мой, если побежденные иранцы бегают вокруг нас в виде обслуживающего персонала и подхалимничают, когда мы пируем, до чего это прелесть!..
Алп Эр Тунга оценивающим взглядом смотрел в глаза брата. С его уст звучат сладкие слова, словно мед, даже они вынуждают человека таять как мед. Это неплохо. Однако та мысль, похожая на зависть, которая иногда ясно "выражается" в отчужденных глазах этого родного брата, находившимся вместе с ним как тень после смерти отца Алп Эран … что-то она не сходится с этими словами! Вот, уже, сколько лет сам он крепко сидит на троне Турана, однако,… озабоченно суетясь вокруг него и амбициозно желая его трона, глаза брата стали еще более черными,… и сейчас говорит ли он от чистого сердца или с каким-то коварным намерением?.. Во всяком случае, не следует быть слишком подозрительным! Смотреть с подозрением - не свойство настоящих богатырей! Следует с благородством воспринимать и предложение иранского шахиншаха, и слова брата с надеждой на их чистосердечность! Мужество, достойное на мужество - вот самый верный ответ! Пир есть пир, пир - это не беда и не поминки, ведь!..
Когда сидел во главе царского застолья, устроенным в самом красочном саду среди райских садов вокруг крепости Самарканда, у Алпа душа словно блаженствовала! Вокруг него - яблоня, ветви, которых еле держать спелые плоды. Перед глазами - богатый дастархан, где словно высмеиваются иранские фисташки! На сцене - прекрасные персидские  танцовщицы, тоже смеются! Задушевная мелодия - чистосердечная ода Великому Создателю! А какая ода в его честь! Они словно льются как  водопад из уст пораженного шахиншаха и родного брата, непрошенных гостей и приглашенных хозяев! Они так приятно падают, как снег посреди жаркого лета! Верно, гласит народная мудрость: "Если убьет, то пусть убьет человек мужественный!" Однако мужественные похвалы мужественных в честь мужественного! Они для настоящего богатыря кажутся оживающим как эликсир жизни, настоящим наслаждением как ветер из рая, сладким как мед…
- Ваше превосходительство, мы Вас знаем и любим не только как кагана Турана Алп Эр Тунга, но и признаем, как настоящего льва реки Сиаб и поэтому возвеличиваем Вас титулом "Афрасиаб"!..  
В кругу вечных друзей кружатся такие хвалебные слова! На столе кружатся прозрачные бокалы, наполненные райскими напитками. На сцене кружатся прекрасные танцовщицы… Восприняв все эти кружении, кружится и голова Алпа! Кайф напитка. Блаженство похвалы. Деликатес и дичи царского дастархана. Священные клятвы о верности к соглашению, о вечной дружбе между Ираном и Тураном! Богатыри, обнимающие и целующие друг друга!.. Как прекрасен этот мир, посмотри! Когда люди понимают да и любят друг друга, когда они искренне обнимаются и целуются между собою, когда восторжествует мир и свобода, искренность и чистосердечность, самостоятельность народов и независимость государств!.. Ведь это самое настоящее счастье!.. Такая жизнь мёдом кажется! Такая жизнь пройдет как по маслу и течет как священная река Сырдарья! Смотрите, вот даже сладкое иранское вино тоже течет медленно и таинственно, как Сырдарья!..


* * *


Когда он пришел в себя, увидел себя крепко завязанным по рукам и по ногам с цепью на ствол многовекового чинара. Как ни странно, вокруг него лежат мертвым его телохранители, приближенные, самые верные друзья. О, боже! Что все это значит?! Где вчерашние  подхалимы, шахиншах иранский, родной брат Алп Эр Кунда ?! Кто осмелился завязать его так крепко, кто?!
Ув-в-в!.. Им-м-м!  За такое свое жалкое положение, никак не совместимое с богатырской натурой, кого он должен душить, подобно Аттиле, свою жену, шахиншаха иранского, родного брата, других доверенных, или крайне доверчивого себя?!
Алп Эр Тунга ревел как лев и изо всех сил стремился освободиться от цепи. Нет, никак не получается! Когда он горел желанием любой ценой освободиться от цепи, вдруг смотрит, его окружила некая толпа! Внимательно посмотрел на них и почти всех узнал! Вот уже, сколько лет он в качестве туранского кагана с мужественной натурой их всех - этих жалких отпрысков посадил в темницу из-за их ничтожества, коварства, продажность, бессовестность, алчность, трусость и тому подобных подлостей, что несовместимо с настоящим человеком! Кто их освободил от зиндана?! С какой целью?!.
Толпа окружила его и каждый начал тыкать его пальцем:
- Ну, как, лев наш, какова жизнь?..
- Теперь обезьяны будут плакат на такое твое плачевное положение!..
- Хотел, чтобы я умирал в зиндане, а теперь… ты сам оказался в лапах льва как жалкий заяц!..
- Теперь мы тебе устроим такую сцену!..
О, боже! Что это такое?! Руки - в цепи, ноги - в цепи, глаза - видят, уши - слышат, груд - клетка, сердце - голубь!.. Видишь, что джин вышел из кувшина, понимаешь, что следует его обратно вместить в кувшин, однако, к огромному сожалению, никак не можешь: руки связаны!..
Оказывается, это было еще только начало! Прямо перед глазами Алпа Эр Тунги, там, где только вчера пировали в честь его победы, снегом сыпались оды в его честь,… начался такой спектакль!.. Аж не веришь своим глазам и ушам! "Неужели это я вижу не во сне, а наяву?!" - хочешь спросить сам себя. От удивления хочешь схватить воротник, однако, руки… в цепи! Проклятая цепь!
Прямо перед глазами на самом деле начался настоящий спектакль! В качестве главных героев на троне сидят бок о бок шахиншах Ирана и… его родной брат, не двоюродной или от чужой матери, а самый настоящий родной брат от одного отца и от одной матери! Ко всему этому брат его Алп Эр Кунда вдруг встал и начал говорить с поддельной солидностью и с искусственным достоинством:  
- В качестве кагана великого Турана слушайте мой первый указ о назначении! Грязный - министр культуры, Бессовестный - министр юстиции, Взяточник - Главная судья, Косой - министр иностранных дел, Никудышный - главнокомандующий!..
"Все! Постой! Молчи!" - прямо в горле стоял комком у Алпа Эр Тунги крик души, состоящий из трех частей. Перед ушами, словно еще раз зазвенели завещания отца: "Слава Тангри , из двух сыновей моих - алпамышов одного назвал Тунгой, чтобы он стоял надежным щитом страны и ни один завоеватель мира не мог его преодолеть, а другого Кундой, чтобы он был острым мечом над головами злых завоевателей и продажных шкур, которые всегда найдутся среди нас самих! Ты же старший, сын мой, будь мужественным и ни в коем случае не смотри враждебно на своего брата! Будь надежным щитом и для него! Всегда действуйте двое сообща, всегда думайте о судьбе народа! Дай бог, чтобы правда сопутствовала вам и справедливость была основой ваших действий!.."
Невольно вырвался у него рык. Собрав всю свою силу на зрение, посмотрел на своего брата: "Постой, эй, чего ты несешь, что ты делаешь? Ведь ты не Ултантаз , а самый настоящий Алпамыш! Если не можешь жить без трона, сказал бы откровенно и получил бы достойным образом! Почему забыв завещания отца, выбрал такой подлый и бессовестный путь? Ведь, тебе не зря назвали Кундой, а не тункой , который оказался в таком жалком положении из-за своей ветви, превращенной в рукоять топора, брат мой, опомнись!.."  Однако, его мольба, выраженная в глазах, не был замечен и не воспринят со стороны брата-предателя. В последствии этого неожиданно встал и подошел к нему не брат родной, а иранский шахиншах. Руки положил на его плечи:
- Ну, говори, Афрасиаб, что ты хочешь сказать своему брату? Теперь вот мужественно признавай, кто из нас победитель и кто побежденный? Глубоко ошибаешься, друг мой, если ты думаешь, что такого льва Турана, как ты, приковал в цепи я - шахиншах Ирана! Как ты сам видишь, я всего-навсего зритель в этом спектакле. Ты оказался в цепи из-за своих доверенных, с кем ты разговаривал на одном языке. Если на то пошло, то знай, что идея поймать тебя посредством опьянения от похвалы и напитка вышла от родного брата Алп Эр Кунды, который прекрасно знал твою человеческую натуру, в частности, твою эту слабость. Я всего лишь соглашался на его предложение, на самом деле не я поступал подло, хорошенько знай это! Теперь и дальше увидишь от своих "преданных", мой дорогой друг! Свои люди сами вырвут корни твои!..
Алп Эр Тунга хорошенько подумав и признав горькую правду этих слов, не мог рыкать как лев. Сначала хотел выскакать как конь. Затем стремился вырваться в небо как орел. Если бы было возможным вырвать всю эту многовековую чинару, к которому он был прикован, из земли со всеми его корнями, взлетая в небо, ударился бы грудью на самую высокую скалу!..
Ну что поделаешь, лев в цепи - это не орел! И не конь! Туранский барс, туранская лиса, туранский козел… то же другие. Слава богу, что он - туранский лев! Родился львом, жил как лев и умрет как лев! Львиная судьба у него! Ну что поделаешь, судьба львиная, видимо, на лбу ему было написано умирать львом в цепи, однако никогда ни перед кем не будет склонять голову и просить милостыню. Даже у своего родного брата не будет просить ни пощады, ни доброты, ни совести - ни-че-го!..
Великий богатырь Алп Эр Тунга - великий Афрасиаб навеки остался в памяти Великого Турана именно в таком образе: остался львом, хотя львом в цепи! Пройдя время, древние греки воплотили его в своих воображениях в лицах Прометея и Одиссея. А тюркский народ сочинял множество легенд про своего славного сына. Пройдя еще множество веков, великий языковед Махмуд Кашгари, живший на территории династии караханидов, считавшие себя прямыми потомками Афрасиаба, собрал все эти народные легенды и навеки запечатлел в своем великом творении "Дивани лугатит тюрк" - ("Диван тюркских слов"). После еще нескольких столетий, великий узбекский мыслитель Алишер Навои, пожалуй, из-за нелепых действий своих современников, не за что обвинивших его, написал такие строки: "Навосиз улуснинг навобахши бўл, Навоий ёмон бўлса сен яхши бўл" (Буквальный перевод: "Дай свободу прикованному к цепи печальному народу, если Навои плохой, то ты будь хорошим!" Даже однажды он написал одну-единственную свою картину, в которой изображен прикованный в цепи лев и под нее написал всего четыре слова: "Занжирбанд шер - енгаман дер!" ("Лев в цепи говорит, что он победит")…
…К огромному счастью, цепи льва наконец-то были порваны перед нашими глазами! Слава богу, вот уже пятнадцать лет, вновь поднимается богатырский рост древнего алпамыша с львиным сердцем. В течение веков со стороны самых коварных людей народ наш был сравнен с бараном, лисой, волком… С кем только его не сравняли!.. В мире немало сравнений целых народов со слоном, с драконом, с бурой медведю… А ведь потомки младшего богатыря из трех сыновей пророка Ноя Иафета - тюркские и русские народы во все времена предпочитали, прямо обожали коня - из домашних животных, орла - из птиц и… льва - среди диких животных. Вот почему, например, на самом центре города сегодняшнего Самарканда - на площади Регистан наряду с медресе Тиллакори (Позолоченное) и  Улугбека стоит медресе "Шердар" ("Со львом"). Слава богу, что мужественный народ с львиным характером благодаря государственной независимости Республики Узбекистан вновь восстанавливает свою настоящую натуру, свой национальный менталитет, всем во все времена заметный, как айсберг!
Только теперь... не дай бог, чтобы враг вышел из нас самих, не приходилось самим собственноручно уничтожать свои глубокие многовековые корни и чтобы первым долгом мы сами всегда находили общий язык!..  

Первый вариант рассказа был написан в 1986 году. В 2006 году он был доработан и издан в сборнике романов и рассказов "Замона зайли" ("Веление времени"). В 2008 году рассказ был самим автором переведен на русский язык.

Просмотров: 3538

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить