Каффал аш-Шоший (903–975)

Категория: Великие мыслители Узбекистана Опубликовано: 06.09.2012

Абу Бакр ибн Исмаил аль-Каффал аш-Шоший (903–975 гг.) – ученый-исламовед. Кафаль аль-Шаши, известный также как  Хазрати Имам родился в Шашской области (ныне г. Ташкент). Он получил образование в своем родном городе, а затем усовершенствовал свои знания в центрах ислама того времени - Бухаре, Самарканде, Термезе. Здесь он изучал труды великих ученых и мухаддисов Имама аль-Бухари, Мухаммада ат-Термизи, совершенствовал познания в области исламского правоведения и других наук. Некоторое время Абу Бакр Каффол Шоший жил в городе Самарканде, затем побывал в арабских городах - Хиджазе, Багдаде, Дамаске и неоднократно совершал хадж в священную Мекку.

Участвуя в дискуссиях с крупнейшими учеными своего времени и демонстрируя свои обширные знания во многих областях науки, он заслужил авторитет и глубокое уважение среди ученых и простых людей. Во всех арабских источниках богослова из города Шаш (древнее название Ташкента) стали называть «Имам аль-Кабир», что означает «Великий Имам». По утверждению арабского библиографа ХIII века Ибн Халликона, равного Каффол Шоший среди личностей Мавераннахра в то время не было.

Он был миссионером, одним из первых проповедников ислама в Ташкенте, проповедовавшим шафиитизм. Интересы Имама Абу Бакр Каффол Шоший не ограничивались богословием и законоведением. Из исторических источников известно, что он увлекался также поэзией и был прекрасным мастером по изготовлению замков и ключей, за что получил прозвище «Каффаль» - «Замочник». По древним преданиям Имам аль-Кабир изобрел замок с ключом весом 0.5 г, владел 72 языками и перевел Ветхий Завет (Тору) на арабский язык.

Абу Бакра ибн Исмаил аль-Каффал аш-Шоший умер в X-м веке н.э. и был погребен на территории нынешнего комплекса «Хазрати Имам». Его гробница, построенная в те времена, была разрушена ветрами и временем,  и перестроена в XVI веке (в 1542 г.) потомком Темуридов, архитектором Гулам-Хусейном.

Мавзолей  представляет собой архитектурное произведение XVI в, имеющее прямоугольную форму, увенчанное большим голубым куполом. Здание построено из жженного плиточного кирпича и украшено майоликой с исторической надписью, содержащей имя мастеров-зодчих и дату сооружения. Окна украшены традиционной для Ташкента ганчевой панджарой.

Гробница Каффал Шоший представляет собой редкую разновидность многокамерных мавзолеев -ханака с ассиметричной планировкой. Ханака представляли собой комплексные сооружения, включающие кельи, мечеть, усыпальницу, ошхону и другие помещения. Они были предназначены для того, чтобы дать паломникам приют в жилых кельях - худжрах.

Надгробие «Каффал Шоший», к обеим сторонам которого примыкают чиллахона, находится на выступающей нише мавзолея. Здесь же, чуть ниже располагаются могилы сыновей «Великого Имама» - Мухаммада ат-Шаши и Низамиддина Шаши. В мавзолее захоронены также Мухаммад Номи, приехавший из Багдада и оставшийся жить в Ташкенте, его отец – Махмуд Номи и сын – Ходжа Калан. К югу от главного здания в маленьком дворике находятся более поздние места погребения, получившие название «сагана». Возле входа в мавзолей захоронены Хафиз Кухаки и внук Улугбека - Али Кушчи, который был учеником и последователем великого ученого. Слева от входа расположена могила известного гератского поэта Зайнаддина Васифи – наставника Баракхана.

Около этого мавзолея расположен также дом, где жил последователь Каффола Шоший и Багаутдина Накшбанди - Ходжа Ахрор Вали, который придерживался мнения, что люди веры не должны просить милостыни, а должны жить от труда своих рук. Ходжа Ахрор был мастером суфизма и государственным деятелем. Он был похоронен в Самарканде.

Усыпальница Великого Имама очень популярна и высоко чтима среди мусульман всего мира. Она стала местом поклонения верующих, а вся местность в себзарской части старого города в честь известного богослова получила название Хазрати Имам.

Просмотров: 5140

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить